Открытие салона красоты очень популярный и выгодный вид бизнеса, который понятен предпринимателям. Заинтересованность в косметологическом и эстетическом сервисах у населения только растет, постоянно появляются новые услуги и возможности на любой вкус и кошелек. Но крайне важно не обмануться легкостью решения запустить собственный бизнес, ведь для фактического открытия понадобится немало сил и ресурсов. Поэтому сначала нужно определить конечную цель, детально проработать бизнес-план, выделить бюджет, предусмотреть возможные риски, подобрать персонал и помещение, запланировать рекламную деятельность. Главное, перейти от желаний к действиям. Давайте разбираться по порядку.
Классификация салонов
Салоны красоты можно разделить на 4 основных типа:
- Эконом-класса — характерны недорогие и простые услуги мастера парикмахера, маникюра, некоторые косметические процедуры. Простой ремонт помещения и недорогое оборудование, доступные косметические средства.
- Бизнес-класса — в салонах бизнес-класса более широкий перечень услуг с преобладанием профессиональной косметики, более дорогих материалов. В таких салонах оказываются дополнительные услуги в сфере ногтевого сервиса: например, наращивание ногтей и нанесение художественного рисунка. А также услуги косметического кабинета и солярия, возможно, оформление бровей, наращивание ресниц, депиляция.
- Премиум-класса или люкс — это эксклюзивные услуги по уходу за волосами, кожей тела и лица, а также SPA-процедуры, ароматерапия, массаж всех видов (антицеллюлитный, расслабляющий, корректирующий и так далее). Стоимость услуг в таких салонах соответствующая. Уровень сервиса и стоимость материалов — топ.
- Студии красоты — специализируются по направлениям работы: ногтевая студия (студия маникюра); студия колористики; студия наращивания волос; студия наращивания ресниц; студия шугаринга или депиляции и т.д.
Выбираем месторасположение
Успешность будущего салона во многом зависит от правильно выбранного места расположения. Исходить тут нужно от поставленной цели, от желаемого типа клиентов и бюджета.
По большому счету должна соблюдаться логика соответствия поставленной цели. Если вы открываете парикмахерскую эконом-класса, то нет смысла это делать в элитном районе города, и наоборот, на рынке открывать салон премиум-класса. При выборе месторасположения важно учитывать следующие факторы: проходимость, плотность застройки развитость инфраструктуры, удобство транспортной или пешей доступности, наличие парковки. В случае, если месторасположение и помещение подходит, но там уже находятся несколько салонов, не нужно сразу исключать его из списка потенциальных расположений вашего заведения. Необходимо изучить конкурентов и возможно предложить клиентам новые услуги, с лучшим качеством и по более привлекательной стоимости.
Выбор помещения
Помещение для салона красоты должно соответствовать ряду требований, закрепленных правилами СанПиН 2.1.2.2631‑10 от 18 мая 2010 года № 59, то есть включать комнату для дезинфекции инструментов, отдельные кабинеты для каждой процедуры, а также подсобные помещения. Поэтому, даже если ваша цель — небольшой салон красоты, с минимальным набором услуг, придется подобрать объект площадью 40-50 м2. Для заведений покрупнее необходимо выбирать помещение от 50м² до 150м². Произведем примерный расчет площади: на одно рабочее место уйдет около 3-6м² в зависимости от вида услуг, на клиентскую зону следует выделить около 20-40м², подсобка займет 4-7м², мойка потребует около 4м², стойка администратора — примерно 10м². Дополнительно захочется выделить ещё место отдыха, развлечений и ожидания.
Договор аренды необходимо заключать с максимально возможным указанным сроком и зарегистрировать такой договор в Росреестре, если его срок составляет более 11 месяцев. Не соглашайтесь на краткосрочную аренду, это большой риск. В случае, если собственник помещения расторгнет договор аренды досрочно или по истечении срока, указанного в договоре аренды, вам придется освободить помещение, что повлечет за собой дополнительные расходы и возможно приведет к закрытию бизнеса. Важно понимать, чтобы салон начал приносить реальную прибыль, он должен находиться на одном месте не менее 2-3 лет.
Какие необходимо получить документы
Если вы нашли подходящее помещение, не спешите сразу заключать договор аренды. Необходимо получить документы чтобы расходы на аренду помещения, не оказались напрасными.
Сначала необходимо согласовать свою деятельность с местной администрацией, Санитарно-эпидемиологической службой, Роспотребнадзором и Пожарной инспекцией. Если в список предоставляемых сервисов будут входить медицинские услуги (пилинг, татуаж, пирсинг, массаж, косметология и прочие процедуры) придется в обязательном порядке получить специальную лицензию.
Лицензия оформляется на основании двух документов: постановление Правительства от 16.04.12 № 291 и приказ Минздравсоцразвития от 11 марта 2013 года № 121н. Требования законы таковы: оборудование должно быть зарегистрировано в Росздравнадзоре и иметь сертификаты соответствия; работники, оказывающие услуги в вашем салоне, должны иметь медицинское образование и сертификаты специалиста; помещение должно отвечать определенным требованиям (СанПиН 2.1.2.2631‑10), должен быть заключен договор на техобслуживание оборудования с лицензированной организацией; разработано положение о внутреннем контроле безопасности и качества медицинской деятельности.
Важно: если вы планируете открывать салон в качестве индивидуального предпринимателя, то для получения лицензии вы лично должны иметь медицинское образование и пятилетний опыт работы, даже если сами услуги оказывать не собираетесь. Если же вы выбрали для открытия юридическое лицо, то точно такие же критерии должны применяться к руководителю организации.
Кроме разрешительных документов, в салоне должен быть сделан уголок потребителя, включающий перечень следующих документов:
- Копия свидетельства о госрегистрации ООО или ИП;
- Копия листа с кодами ОКВЭД (обязательно указывается основной вид деятельности, если дополнительных кодов много, то выборочно);
- Книга жалоб и предложений;
- Закон о защите прав потребителей (брошюра или распечатка);
- Правила продажи (брошюра или распечатка);
- Информация об особенностях обслуживания льготных категорий граждан (инвалидов, пенсионеров, участников Великой отечественной войны и др.);
- Контактные данные территориального подразделения Роспотребнадзора, контролирующего вашу деятельность;
- Контактные данные руководителя организации или ИП.
В качестве налогообложения, наиболее удобен для этой сферы режим ЕНВД (Единый налог на вмененный доход), при котором учитывается не реально полученный доход, а предполагаемый.
Оборудование для салона красоты
На рынке сейчас огромное количество самой разнообразной продукции, инструментов, оборудования, поэтому нужно четко понимать, какие материалы и оборудование необходимы для работы.
Конечно, все зависит от предполагаемого спектра услуг. Обычно для студий красоты закупка сводится к двум категориям: косметическая и средства для ухода. Выбор оборудования полностью зависит от выбора концепции заведения и зависит от потребностей будущего салона. При покупке оборудования необходимо понимать, что инструмент должен быть удобным как для гостя, так и для мастера. Примерный расчёт будет такой, парикмахерская эконом-класса, на каждое рабочее место нужно закладывать порядка 25-35 тысяч рублей, а для продвинутого салона понадобится уже порядка 50-100 т.р.
Подбираем персонал
Поиск добросовестных работников, которые будут работать на результат напрямую влияет на успех бизнеса. При открытии салона красоты возникает необходимость поиска квалифицированного и опытного персонала.
Поиск персонала можно сделать самостоятельно при наличии должного опыта или доверить это дело кадровому агентству, которое укомплектует штат работников. Специалистов в этой сфере привлекать достаточно трудно, на рынке наблюдается нехватка настоящих профессионалов. Поэтому за них идет ожесточенная борьба.
Мастера — люди творческих профессий, поэтому, чтобы успешно организовать их работу, важно к каждому найти свой подход, положительно настроить и правильно замотивировать. А у довольного мастера и клиент всегда останется доволен — еще не раз придет к вам в студию, принося прибыль и укрепляя репутацию. Вот почему опытные мастера — желанный трофей и залог успеха для любого предпринимателя. Совсем идеальный сценарий, если мастер приходит к вам со своей, уже лояльно настроенной, клиентурой. На первое время с мастером выгоднее договариваться о фиксированным окладом, чтобы он не страдал из-за скачков потока клиентов и не сбежал в первый же месяц. В дальнейшем выгоднее и для вас, и для мастера станет сдельная оплата.
Обязательно учтите в инвестициях в бизнес зарплаты сотрудникам.
Создаем воронку продаж и поток клиентов
В наше информационное время успех приходит к тем, кто умеет работать в соцсетях, делает крутой контент, дружит с современными инструментами маркетинга и грамотно распоряжается рекламным бюджетом.
Активно используйте и развивайте аккаунты в социальных сетях: например: Instagram, В контакте и т.д. В последнее время наблюдается тенденция, что салоны, которые ждут клиентов с улицы, терпят убытки и очень быстро закрываются потому-что с улицы заходит несколько клиентов в месяц.
Поэтому не забывайте запускать больше акций, предлагать новые тарифы и услуги. Пробуйте выделиться среди конкурентов: проводите мастер-классы, принимайте участие в социальных акциях, работайте с модными домами, проявите изобретательность и творческий подход, клиенты это обязательно заметят.
В день открытия важно привлечь как можно больше внимания. Люксовые салоны могут позволить себе закатить шумную вечеринку со звездами и шоу, маленькие студии должны по максимуму продвигать посты в соцсетях, рекламировать открытие среди знакомых, придумывать различные завлекающие акции.
Не скупитесь на креативность и размах при открытии, от него зависит во многом успех вашей компании!
Сколько стоит открыть салон красоты с нуля
Затраты зависят от класса заведения, населенного пункта и условий предоставления помещения.
Примерная стоимость открытия салона эконом-класса – около 1 млн. рублей; салоны бизнес-класса – от 1 до 3 млн. рублей; салоны премиум-класса – от 3 до 10 млн. рублей и выше. Увеличить прибыль салона красоты можно за счёт организации продажи косметики и сопутствующих товаров, проведения различных мастер-классов. Открывая салонный бизнес, важно понимать, что в первое время большой прибыли, не будет, поэтому важно иметь финансовый запас для оплаты текущих расходов: аренда помещения, оборудование, реклама, зарплаты, налоги и многое другое.
Подводя итоги
Резюмируя все написанное хочется добавить следующее, плюсы кажутся очевидными: понятная бизнес-модель, обширное поле деятельности, извечная востребованность. Однако прежде, чем браться за осуществление планов, необходимо перенять опыт уже успешных предпринимателей, самостоятельно изучить всевозможные направления и определить наиболее подходящие, определить для себя порядок действий и подготовиться финансово, чтобы в дальнейшем избежать неприятных сюрпризов.